Новости компании ООО «EXPRESS BUSINESS RESOURCE»

EXPRESS BUSINESS RESOURCE

К вопросу о перспективах развития услуг временного персонала в Узбекистане
1513

К вопросу о перспективах развития услуг временного персонала в Узбекистане

В статье рассматриваются отдельные аспекты развития аутсорсинговых услуг в Российской федерации, плюсы и минусы временного предоставления персонала, а также рассматриваются перспективы развития в Узбекистане.

   Услуги по подбору временного персонала явление достаточно новое для Узбекистана, хотя на Западе и в Российской Федерации она практикуется достаточно давно.

   В нашей стране аутсорсинг персонала, как бизнес-услуга, находится еще в стадии своего становления. В настоящее время, услугами временного персонала, в основном, пользуется иностранные компании и представительства в Республике Узбекистан, совместные предприятия, осуществляющие свою деятельность в производственной сфере.

    Кадровая стратегия в каждой компании определяется, в первую очередь, нуждами, связанными с бизнесом компании. Некоторые инвестируют значительные суммы в развитие и обучение своего персонала, стараясь минимизировать расходы на временный персонал, и используют его только в редких случаях для выполнения краткосрочных заданий.

    Другие предпочитают взять сотрудников в лизинг и именно таким образом свести к минимуму расходы на персонал и свои риски одновременно. В нынешнее время выбор кадровых решений достаточно разнообразен и способен отвечать меняющимся потребностям работодателей.

    На организационном уровне возможность адаптироваться к изменениям этих потребностей существенна для компании, которая стремится быть успешной на рынке. И именно использование «временного» персонала в той или иной форме дает необходимую гибкость.

    Взять, к примеру, Российский опыт. Если в девяностых годах лишь немногие компании и, по большей части, в незначительных объемах, пользовались предоставляемой кадровыми агентствами услугой по лизингу сотрудников и выводу персонала за штат и большинство потенциальных кандидатов на временную работу просто боялось заключать договоры, то в двухтысячные года количество клиентов в этой области выросло примерно в 15-20 раз. За последние 15 лет количество временных работников в России заметно выросло и продолжительность их контрактов увеличилась до нескольких лет. Появилось значительное количество компаний, пользующихся услугами аутсорсинга не только в Москве, но и в различных регионах России и ближнем зарубежье.

    Российский опыт показывает, что большинство иностранных компаний, оставшихся работать на российском рынке после кризиса 1998 г. были вынуждены частично сокращать своих сотрудников, частично выводить их за штат с целью списания расходов по содержанию персонала на другие статьи бюджета – это был на тот момент единственный выход из создавшейся ситуации.

   О недостаточной развитости аутсорсинга персонала в Узбекистане свидетельствует и тот факт, что по настоящее время до сих пор не устоялась терминология в этой новой области рекрутинга. Каждая компания, специализирующаяся на временном персонале, пользуется своими названиями. Вот как расшифровываются местными рекрутинговыми компаниями основные понятия, применяемые специалистами в области найма временного персонала:

     «Лизинг» – это схема, по которой сотрудники, находящиеся в штате агентства «сдаются во временное пользование» на относительно длительный срок, сроком от 3-х месяцев и до нескольких лет. Термин «аутстаффинг» – вывод персонала за штат – похожая услуга. Разница заключается в том, что в случае аутстаффинга рекрутинговая компания не ищет этих сотрудников. Они уже либо работают в штате компании-клиента, либо их нашли, но по какой-то причине не могут или не хотят оформить в штат. Таких сотрудников оформляют в штат агентства, и они точно так же работают относительно длительное время. Собственно, временный и сезонный персонал. Этот персонал используется на краткосрочных проектах или работах на срок от одного дня до 2-3 месяцев. Например, ушел сотрудник в отпуск или заболел, его надо заменить, или появился неожиданно большой объем работ, с которым не справляются штатные работники.

     В общей сложности, все услуги по временному персоналу сходны и основаны на сервисе по содержанию персонала, включающем в себя вступление в трудовые отношения с работником, начисление и выплату заработной платы, дополнительных пособий и льгот, в некоторых случаях обучение, а также поиск кандидатов, идентичный поиску в стандартном рекрутинге.

    Представление о временном персонале как о неквалифицированной рабочей силе - устарело. У клиента, использующего временный персонал, нет возможности учить человека определенному виду работ. Суть заключается в том, что сотрудник должен прийти и сразу включиться в процесс, потратив на адаптацию минимальное количество времени. Скорее всего, можно говорить не об отсутствии квалификации временных сотрудников, а о невысоком уровне позиций, на которые их чаще всего привлекают. Главного бухгалтера на временную работу, конечно же, не берут. Но могут взять, например, специалиста. Чаще других на временные позиции требуются секретари, переводчики, младший бухгалтерский состав, персонал для "промоушн-акций" или для работы на выставках, низко квалифицированный персонал для заводов и фабрик.

     По мнению специалистов-рекрутеров аутсорсинг персонала, как явление, имеет свои плюсы и минусы.

     Среди преимуществ аутсорсинга они называют:

  • Освобождение службы персонала Компании от административно-бумажной рутины, связанной с оформлением своих сотрудников, уменьшение объемов кадрового делопроизводства, а также исключение затрат на расчет заработной платы новых сотрудников.
  • Уменьшение затрат на компенсационные пакеты (для временных сотрудников они либо не предусмотрены вообще, либо минимальны).
  • Значительное уменьшение юридической ответственности перед сотрудниками и сокращение рисков, связанных с выплатой компенсаций в случае их увольнения.
  • Возможность для руководства компании неограниченное количество раз менять работников, если они Вам не подходят по тем или иным причинам. Это можно рассматривать как бесконечный испытательный срок, но на законных основаниях.
  • Отсутствие простоев в случае, когда временный работник заболел или ушел в отпуск (по контракту его обязаны заменить на это время).
  • Возможность перевести понравившегося сотрудника к себе в штат после годового "испытания" бесплатно, т. е. исключение затрат на подбор персонала как таковой.

     Безусловно, использование "временного" персонала, альтернативных кадровых решений, не является панацеей на все случаи жизни.

       Основные недостатки этой системы заключаются в следующем.

  • Кажущаяся дороговизна по сравнению со штатным персоналом. С другой стороны, Компания получает квалифицированный персонал в нужном количестве и за короткий срок.
  • Некоторые моральные проблемы (это касается вывода персонала за штат) при переводе сотрудников в штат кадрового агентства.
  • Некоторое возможное снижение лояльности сотрудников по отношению к Компании.

       В целом, принимая во внимание западный и российский опыт в развитии аутсорсинга, а также учитывая складывающиеся благоприятные условия для развития бизнеса, в т.ч. совершенствование нормативно-правовой базы в сфере труда, повышение инвестиционной привлекательности, оптимистично настроенный дух среди предпринимателей и бизнесменов, создание новых рабочих мест и повышения качества услуг, модель «аутсорсинга персонала» имеет все шансы на свое развитие и укрепление на просторах Узбекистана.  

 

 

Заказать услугу или получить консультацию Вы можете по телефону:

+998 (71) 238-5888

info@ebrgroup.uz